понедельник

О личных границах на примере песочницы

Поговорим о личных границах? Если мы не видим их воочию, это не значит, что не стоит их игнорировать. На самом деле понятие личных границ очень важно.

Если с физическими границами все ясно – они там, где проходят стены нашей квартиры, нашей комнаты, нашего тела – то с психологическими границами все очень не ясно. Ибо личные психологические границы – это понимание и осознание нашего внутреннего «Я».
«Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Но люди – существа общественные, мы постоянно находимся в взаимодействии с другими людьми. Как найти этот баланс между личным и требованием общества?
А найти баланс необходимо. Ибо те, кто ставит личное выше социума, превращаются в изгоев либо даже преступников, а те, кто позволяет обществу слишком много попирать свое личное, становится неудачником и невротиком. При отсутствии личных границ может сформироваться психология жертвы: человек начинает видеть себя жертвой обстоятельств или других людей, при этом зачастую заглушая эти неуютные эмоции едой, выпивкой и т.д., прививая себе еще и пагубные пристрастия. Что совершенно не решает проблем человека, и жизнь вообще идет под откос.
Понятие и ощущение личных границ зарождается в детстве. Когда ребенка настигает «кризис 3 лет», именно в этот период маленький человечек психологически осознает себя отдельной (от мамы) личностью. И кризис выражается в том, что ребенок начинает осознавать и тренировать свои личные потребности и желания. И уже по играм в песочнице видно, сможет ли ребенок вырасти со своими целостными личными границами. Ибо тут надо смотреть на сопровождающего взрослого. Очень часто «сердобольные» бабушки или мамы заставляют ребенка делиться своей вещью против его же делания «ты же не жадина, дай поиграть другому мальчику». Тем самым они все ближе подводят своего кроху к рубежу «будущий неудачник». С недавних пор я стала очень критично относиться к подобным моментам.

Потому что «отдай свою лопатку чужому ребенку, потому что она ему понравилась» это вообще не социализация и не «дружба»!! Отдай свое платье другой женщине, отдай свою машину коллеге, отдай свою жену другому мужчине – скажите, дикость какая. А для ребенка его игрушки это и есть все его имущество, такое для него ценное. Нет, вот так ЕГО, потому что он только-только начал осознавать «самость», только учится как поступать с ней, а ему «любящие» родственники показывают примером, что он не может распоряжаться даже такой мелочью.
А потом вырастают взрослые люди, которые ничем не могут распоряжаться – ни своим временем, решая навешанные другими проблемы, ни порой своим имуществом «ну чё, тебе жалко что ли».
Есть и другая крайность – когда людям абсолютно наплевать на чужие личные границы. Например, дети увлеченно строят башни из песка, чужая мама приводит в песочницу свою малышку, смотрит как она рушит чужое творение и вместо того, чтобы как-то направить энергию малыша в «мирное русло» еще и подначивает «бери-бери песочек». А на попытки остановить разрушение еще и вопит «она же маленькая». С такой же неадекватной мамашей я ругалась полчаса. Эта дура реально не понимала (или не хотела понимать), что они грубо нарушают личные границы моих детей. Ну, с малыша то какой спрос – она просто еще не умеет играть иначе, но учить взаимодействовать с другими – это задача мамы. Тут почему-то мамаша защищает действия своего ребенка «она же маленькая» (ну, так а ты, дура здоровая, чему собираешься учить дитя?), но беспардонно уничтожает результат труда чужих детей у них же на глазах.

Вот такая вот «психология в песочнице» получается )).

А вы замечаете в своей взрослой жизни последствия таких вот воспитаний «из песочницы»? Как часто вы уступаете другим людям во всем, даже там, где уже неприлично уступать? Или может, наоборот, вы «прете танком», вообще не оглядываясь на окружающих?

Понравилось? Поделись...

 

Умные домохозяйки | Desenvolvido por EMPORIUM DIGITAL